Виртуальные материалы в библиотеках. Библиотеки в виртуальном пространстве

Технологии определяют уровень развития человеческой цивилизации, вид, форму и функции различных общественных институтов. Эпоха сменяет эпоху, а вместе с ними появляются, исчезают или до неузнаваемости меняются социальные учреждения, отдельные профессии и целые области деятельности. Нынешняя эпоха, начавшаяся с рождением глобальных компьютерных сетей устанавливает новую точку отсчета в сфере распространения информации и общения людей. Причина кардинальных преобразований связана с изменением формы и вида существования информации. В Новой Информационной Среде, формируемой Интернет, коренным образом меняются большинство привычных процессов создания, распространения и хранения данных и, соответственно, отношения между субъектами системы информационных коммуникаций.

Как и другие элементы системы, библиотека, являющаяся неотъемлемым атрибутом цивилизованного общества, находится на пороге серьезной модификации. Оно связано с освоением информационных ресурсов в отличной от традиционного документа форме. Потенциал Интернет огромен и продолжает расширяться, синтезируя практически все возможные способы предоставления сведений: от обычного текста до видео. Библиотеке в ближайший период предстоит адаптировать эти ресурсы, сделать работу с ними одним из базовых направлений своей деятельности. Все это само по себе во многом изменит содержание библиотечной работы и саму библиотеку.

Информационное наполнение глобальных компьютерных сетей, которое автор определяет термином “виртуальные ресурсы” крайне разнообразно. Условно, в целях упрощения понимания, можно применить знакомое библиотечным работникам деление на источники первичной и вторичной информации, присовокупив к этому комплексные приложения (виды сервиса), существующие исключительно в Интернет и составляющие, соответственно, третью группу.

Освоение виртуальных ресурсов в библиотеке целесообразно начинать с группы источников вторичной информации. К ним относятся многочисленные каталоги библиотек, библиографические базы данных, энциклопедические и справочные издания в электронном виде. Электронные справочно-библиографические ресурсы во много раз увеличивают информационную прочность справочного аппарата за счет возможности получать данные о литературе и различных фактах из огромного количества источников, включая крупнейшие национальные и отраслевые библиотеки многих стран мира. При обладании столь мощным оружием практически любой библиографический запрос становится выполнимым.

Обращение к подобным материалам, однако, не привносит качественных изменений в работу библиотек, расширяется лишь круг доступных сведений. Использование же первичных электронных материалов, которые представлены прежде всего web-ресурсами, уже заметно влияет на содержание библиотечных процессов. Использование гигантского потенциала Всемирной паутины, включающий бесчисленное количество электронных изданий всех мастей от сугубо научных до развлекательных, самые актуальные сведения о промышленных компаниях, правительственных, научных и образовательных учреждениях и общественных ассоциациях сулит небывалые выгоды. Наличие в Интернет большого числа самых авторитетнейших изданий позволяет в ряде случаев отказаться от подписки бумажных версий, а доступ к web-страницам конкретных учреждений дает возможность получать самую актуальную и детальную информацию, которая зачастую не представлена ни к каких иных видах.

Документы в виде web-страниц нет надобности комплектовать, каталогизировать, хранить и выдавать читателям в традиционном понимании этих процессов. В тоже время они не принадлежат библиотеке и многие из них могут быть изменены или убраны из Интернет в любой момент. В этой связи акцент в библиотечной практике переносится с приобретения и обработки изданий на навигацию в Сети, способность легко ориентироваться в киберпространстве, быстро находить нужные материалы. Сама же библиотечная идеология при условии, что все более значимый объем данных будет сосредоточен за пределами библиотеки, начнет мигрировать от принципа обладания документом к принципу возможного доступа к нему по требованию. Ситуация когда виртуальные ресурсы будут значить не менее внутреннего собственного фонда библиотеки потребует новых навыков от персонала библиотеки, который все более будет сосредотачиваться на консультативной помощи читателям.

Наконец третья группа виртуальных ресурсов позволяет расширить перечень услуг, которые библиотека предоставляет посетителям. За счет использования таких приложений Интернет как электронная почта, группы новостей по интересам, листы рассылки, интерактивное общение (IRC) и видеоконференции появляется возможность прямого общения со всем миром. Способность обратиться с сообщением или за консультацией непосредственно к мировому сообществу и оперативно быть услышанным или получить требуемые сведения в целом меняет представление о системе обмена информацией. Разрушение пространственных, а в перспективе и языковых барьеров становится реальностью. Естественно библиотека не может остаться в стороне от этого вида услуг, гарантируя их доступность для всех граждан.

Освоив работу с виртуальными ресурсами, библиотека как общественный институт (и реальные библиотеки на практике) становятся полноправным элементом виртуального пространства. При этом статус библиотеки претерпевает изменения. Из учреждения, обеспечивающего доступ к документам, она превращается в учреждение, обеспечивающее доступ к информации во всех видах и возможность интерактивного общения в информационной вселенной. Таким образом, отвечая требованиям времени, своевременно реагируя на изменения внешней среды библиотека сможет не только сохранить, но и повысить свой авторитет в обществе завтрашнего дня.

Степанов
Вадим Константинович
Доцент кафедры общего библиографоведения МГУК

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу

Last Updated: Sunday, October 11, 1998