Библиотека и цифровые коммуникации: угроза существованию или новые возможности?

Жизнь нынешнего поколения цивилизованных стран оказалась богатой на события. Среди разнообразных, как отрадных, так и печальных для человечества изменений, рубеж тысячелетий ознаменовался очередной революцией в системе информационных коммуникаций. Вслед за такими эпохальными событиями как изобретение письменности, создание печатного станка, передача данных по радио и телевидению, настал черед не менее значительной цифровой революции. На грани тысячелетий компьютерные и телекоммуникационные технологии, слившись воедино, образовали новое качество - электронную информационную среду. На основе Интернет сформировалась и начала свое сверхбыстрое развитие инфраструктура передачи данных, параллельная существовавшей до сих пор.

В традиционной системе коммуникаций, не одно столетие базировавшейся на обращении печатных изданий, роль издательств, книготорговых организаций, библиотек и архивов была четко определена и казалась незыблемой. Однако в результате цифровой революции огромный информационный массив трансформировался в компьютерные файлы, размещенные в глобальной компьютерной сети. Это привело к утверждению совершенно иных подходов к созданию, распространению, хранению и доведению до потребителей знаний. Многие из этих принципов еще нуждаются в серьезном теоретическом осмыслении, однако в реальной жизни достижения высоких технологий уже широко применяются наиболее продвинутыми странами. В высшей степени показательно, что именно на базе информационных технологий на наших глазах формируется давно предрекавшееся постиндустриальное общество, в основе которого лежит информация, являющаяся одновременно главным товаром, ресурсом и инструментом экономики.

В доцифровую эру библиотека была единственным учреждением, регулярно занимавшимся сбором, систематизацией, хранением и доведением до потребителей информации. Эта исторически сложившаяся монополия гарантировала библиотеке не очень престижное, но все же достаточно прочное место в системе социальных коммуникаций, поскольку ни в каком другом учреждении потенциальный потребитель не мог получить доступа к профессионально обработанным и тщательно сохраняемым информационным массивам, по сути - к накопленному цивилизацией знанию.

Интернет изначально стал наполняться содержанием, оснащаться средствами систематизации и поиска документов без какого бы то ни было не только контроля, но и участия со стороны библиотек. (исключение составили наиболее гибко мыслящие библиотекари, покинув библиотеки, приняли участие в формировании средств навигации в Интернет, например, Yahoo.) Ныне уже окончательно ясно, что цифровая информационная сеть развивается по собственным законам, опираясь на принципиально новые решения, обеспечивающие систематизацию, хранение и поиск сведений - то есть чисто библиотечные функции.

Резкое повышение значения и, следовательно, стоимости информации привели к образованию большого числа предпринимательских структур, рассматривающих информационную деятельность в качестве прибыльной отрасли бизнеса. Только за последнее десятилетие образовались десятки крупных корпораций и сотни мелких фирм, выполняющих традиционные библиотечные функции применительно к документам в электронной форме. Стремительное развитие всемирно известных LEXIS/NEXIS, Knight Ridder, ProQuest, EBSCO, STN, российских “Интегрум-Техно”, “Гарант-Парк”, “Национальная электронная библиотека” и множества им подобных компаний обусловлено предоставляемой Интернет возможностью вести информационное обслуживание клиентов вне зависимости от его местонахождения. Товар в виде полных текстов документов доставляется непосредственно на компьютер пользователя на его рабочем месте или в любой другой точке, включая транспортные средства или загородные дома.

Оформление альтернативной системы информационных коммуникаций, обеспечивающих высокую степень оперативности, полноты и релевантности данных при соответствующем уровне комфорта привело к ликвидации монополии традиционных библиотек в сфере информационного обслуживания. Более того, библиотеки, вне зависимости от профиля, предоставляющие бесплатные, но менее качественные услуги, начинают вытесняться на периферию информационного рынка, сосредотачиваясь на удовлетворении образовательных и досуговых интересов. Потребности же солидных пользователей (серьезного бизнеса, юриспруденции, управления, то есть отраслей, где стоимость принимаемых на основе информации решений крайне высока) все более обслуживаются электронными коммерческими службами.

Приведенные тенденции в перспективе будут только нарастать и логично предположить, что в системе коммуникаций, где основным информационным потокам предстоит циркулировать в электронной форме, библиотеки рискуют утратить роль ключевого звена информационной деятельности.

Библиотекарям необходимо осознать, что эпоха, когда основной объем знаний человечества хранился в печатных документах (книгах и периодике) подходит к концу. Это обусловлено такими изначальными недостатками бумажных изданий как невозможность содержать в себе все виды данных, включая анимацию, звук и видео, высокая стоимость их производства и распространения, быстрая устареваемость, невозможность быстрой актуализации содержания. Цифровые информационные массивы обеспечивают более быстрый поиск и более компактное хранение по сравнению с источниками в виде печатных документов. Электронные издания при необходимости актуализируются в считанные минуты, их тиражирование и распространение не связано с затратами на бумагу, полиграфические мощности, почтовую пересылку. Пользователи цифровых источников оказываются поэтому в более выгодном положении по сравнению с пользователями документов на бумажном носителе. Постепенно это приводит к тому, что печатные издания становятся малопригодными для применения в интенсивно развивающихся областях, прежде всего в экономике и управлении. Они еще безусловно сохраняют свое значение для академических исследований, образовательной деятельности и развлечений, где оперативность обновления и сочетание всех видов данных не имеют ключевого значения, хотя и в этих сферах печатная продукция начинает испытывать давление со стороны электронных информационных массивов.

Основой упор библиотеки на работу с документами, а не с информацией приводит к тому, что она перестает полностью удовлетворять требованиям постиндустриального (информационного) общества. Перечень и качество предоставляемых ею услуг соответствует интересам лишь незначительной части потребителей информации, причем эта читательская аудитория не относится к категории лиц, принимающих решения, которыми определяются пути развития общества.

Анализ сложившейся ситуации приводит к выводу, что библиотека как общественный институт имеет реальные шансы сохранить свои позиции в информационную эру только сделав работу с цифровыми массивами неотъемлемой составной частью своей деятельности. И работа эта, по нашему убеждению, должна вестись одновременно по двум главным направлениям.

Первое заключается в предоставлении доступа к цифровым массивам. Начальным этапом его реализации является обеспечение читателям возможности пользоваться ресурсами Интернет. Этот этап обычно связан с получением доступа к Интернет по выделенной линии и созданием в библиотеке локальной сети с выводом компьютерных рабочих станций в читательскую зону. Подобным образом библиотека одномоментно расширяет собственный информационный потенциал за счет включения в него необъятных ресурсов Сети.

Обеспечение возможности читателям регулярно пользоваться Интернет вносит серьезные коррективы в формирование фонда библиотеки. Закономерен, например, отказ от комплектования или сокращение экземплярности изданий, прежде всего периодических, полные тексты которых находятся в Сети.

Неотъемлемой составляющей доступа к Интернет в библиотеке является квалифицированное консультирование читателей. Ресурсы Интернет огромны и далеко не равноценны. Наличие постоянной консультационной поддержки при поиске и выборе сведений выгодно отличает библиотеку от других мест доступа (например, Интернет-кафе) и позволяет ей сохранять роль информационного посредника в изменившихся условиях.

Особое значение в содержании работы библиотек имеет оформление подписки на платные полнотекстовые базы данных. Подобная практика, которая пока внедрена в библиотеках преимущественно развитых стран, очень скоро получит повсеместное распространение. Она знаменует кардинальное изменение библиотечной идеологии в цифровую эпоху: смену приоритета с владения документом на гарантию возможности обращения к нему по требованию. В этом случае бюджет, который расходуется на приобретение документов в виде книг и периодики будет перераспределяться на обеспечение доступа к цифровым аналогам этих материалов.

Второе направление вступления библиотеки в цифровую инфраструктуру связано с размещением в Сети ее собственных информационных ресурсов и налаживанием обслуживания читателей через Интернет. Базовым элементом этой деятельности является создание web-сайта библиотеки. На нем размещаются все сведения, которые могут заинтересовать читателей. К важнейшим ресурсам относятся электронные каталоги и базы данных, профильные справочники, полные тексты оцифрованных документов, а также сведения о расписании работы библиотеки, проводимых мероприятиях, подробные описания фондов и справочного аппарата библиотеки.

Весомым элементом системы обслуживания читателей все более становится электронная доставка документов, позволяющая пересылать электронные копии разделов книг и статей из фондов библиотеки удаленным пользователям по их требованию. Процесс непосредственного обслуживания читателей через Интернет также включает организацию удаленного консультирования читателей по электронной почте или ICQ (это, помимо прочего, расширяет время работы библиотеки). Высшим же этапом обслуживания в Интернет является предоставление читателям доступа к полнотекстовым базам данных, на пользование которыми библиотека оформила подписку. В этом случае пользователь должен соединится с web-сервером библиотеки и, введя номер читательского билета, получить перенаправление в соответствующую базу данных.

Все перечисленные шаги направлены на то, чтобы сделать услуги библиотек в системе электронных коммуникаций востребованными и конкурентоспособными по сравнению с услугами, предоставляемыми коммерческими виртуальными компаниями.

Процесс трансформации традиционных библиотек начался на наших глазах и растянется на годы. Новые условия требуют пересмотра многих представлений. Предстоит решать такие задачи как отражение электронных изданий в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, отслеживание актуальности Интернет-ресурсов, обеспечение их более научной систематизации. Ориентация на новые методы работы неминуемо повлечет значительные изменения во всех звеньях библиотеки. Цифровые массивы развиваются по иным законам и при работе с ними какие-то проблемы полностью исчезают, однако на их месте возникают принципиально новые: цифровой документ нет нужды ставить на инвентарный учет, выдавать и расставлять на полки, однако необходимо выверить его достоверность, обеспечить сохранность, доступность и своевременную актуализацию.

Рано или поздно модернизации подвергнуться все аспекты библиотечной деятельности: от смены теоретических доктрин до организационной структуры и внешнего вида библиотечных зданий. Крайне важно при этом четко видеть перспективы и не упустить момент начала преобразований. Технологии, определяющие уровень современного человечества, развиваются все стремительнее. Общество же становится все более требовательным к тем, кому доверено распоряжаться информацией - золотом XXI века.

Степанов
Вадим Константинович

Профессор Кафедры Социальных коммуникаций и библиографоведения Московского государственного университета культуры и искусств, канд. пед. наук

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Saturday, December 22, 2001

© 1997-2001 Вадим Степанов