Информационные корпорации и библиотеки: взаимоотношения в эпоху цифровых коммуникаций
В последнее десятилетие двадцатого века повышение роли, и, соответственно, стоимости информации привели к образованию множества крупных корпораций и мелких фирм, специализирующихся на приобретении, хранении и предоставлении доступа к электронным версиям произведений печати, включая периодические издания, книги, сообщения информационных и аналитических агентств. Примерами таких компаний служат всемирно известные LEXIS/NEXIS, Knight Ridder, Bell & Howell, EBSCO, STN, работающие преимущественно на российском рынке Russian Story и East View Publication, отечественные “Интегрум-Техно”, “Гарант-Парк”, “Национальная электронная библиотека” и многие другие.
Эра Интернет открыла принципиально новый этап в развитии коммерческих информационных проектов. Стремительный расцвет этого вида бизнеса на рубеже тысячелетий зиждется на предоставляемой Сетью возможности самостоятельно вести обслуживание клиентов. Благодаря Интернет информационные компании способны доставлять электронные продукты непосредственно на компьютер клиента без помощи каких-либо посредников. Причем делают они это весьма оперативно, обеспечивая в большинстве случаев высокую степень полноты и релевантности сведений и высокий уровень комфорта. Клиент коммерческой информационной службы имеет возможность затребовать и быстро получить данные (тексты, графику, аудио и видео ряд), находясь на своем рабочем, у себя дома или любом другом месте, включая автомобиль, самолет, загородную местность. Пользователю, таким образом, нет необходимости обращаться в реальную библиотеку. Серьезность ситуации подчеркивается тем, что качестве пользовательской аудитории как правило выступают представители серьезного бизнеса, юриспруденции и управления, то есть отрасли, где стоимость принимаемых на основе информации решений очень высока.
Подобные коммерческие компании по сути выполняют традиционные библиотечные функции применительно к документам, представленным в электронной форме. Библиотеки же, до недавнего времени сохранявшие казавшиеся незыблемыми позиции единственного общественного института, профессионально занимавшегося сбором, систематизацией, хранением и доведением до потребителей информации, оказываются в сложном положении. Они утрачивают монополию на этот род деятельности, а вместе с ним и огромное число потенциальных клиентов.
В настоящее время библиотеки и фирмы, поставляющие информационные продукты в электронном виде абсолютно не мешают друг другу, не составляя жесткой конкуренции. Более того, наличие цифровых массивов снимает значительную долю читательской нагрузки с реальных книжных собраний. Однако, с ходом технического прогресса, ростом числа людей, имеющих доступ к Сети, увеличением объема электронных массивов, повышением их качественных характеристик число лиц, пользующихся цифровыми данными будет расти. Деятельность таких значимых общественных институтов как банки, страховые, аудиторские, инвестиционные и прочие финансовые институты, системы управления территориями и производством, будет информационно сопровождаться коммерческими службами, предоставляющими весьма дорогие, но высококачественные услуги. При этом библиотеки, вне зависимости от профиля, обеспечивающие бесплатное, но менее качественное обслуживание, будут вытесняться с серьезного информационного рынка на периферию, сосредотачиваясь большей частью на удовлетворении образовательных и досуговых интересов. Таким образом, в системе, где основные информационные потоки будут циркулировать в электронной форме, библиотеки рискуют утратить роль ключевого звена процесса обращения информации.
Сохранение позиций библиотек может быть достигнуто единственно в случае, если они сами будут активно действовать в цифровой вселенной. Введение новых методов и форм обслуживания читателей в удаленном режиме связано с системой электронной доставки документов, возможностью осуществлять поиск в электронном каталоге библиотеки, заказывать издания через МБА, посылать запрос и быстро получать справку. В большинстве случаев библиотеки не в состоянии конкурировать с коммерческими информационными структурами по качеству услуг, однако их неоспоримым преимуществом остается бесплатность обслуживания. Высокая стоимость коммерческих ресурсов и, как следствие этого, их недоступность для значительного числа потенциальных клиентов, дают шанс библиотеке обрести посреднические функции в новом качестве. Уже сегодня многие библиотеки западных стран часть средств на комплектование расходуют на подписку на коммерческие базы данных. Зарегистрированные читатели в этом случае получают доступ к этим продуктам бесплатно через библиотечный web-сервер. Таким образом посреднические функции библиотеки, сохраняя прежнее содержание, обретают новый уровень.
Степанов Вадим Константинович
Доцент кафедры социальных коммуникаций и библиографоведения МГУКИ
Вернуться в список публикаций Вернуться на первую страницу
Last Updated: Monday, December 31, 2001© 1997-2001 Вадим Степанов