Этапы трансформации традиционной библиотеки в библиотеку цифровую
Тщательное изучение главных направлений и темпов эволюции высоких технологий последнего десятилетия, а также опыта внедрения электронных коммуникаций в динамично развивающихся областях деятельности дают достаточные основания для того, чтобы осознать современное положение и перспективы трансформации традиционной библиотеки под влиянием Интернет-технологий в библиотеку цифровую. Настоящий материал представляет собой предварительное изложение взглядов автора на этапы эволюции библиотеки в эпоху электронных коммуникаций.
Внимательное наблюдение позволяет вычленить три этапа применения Интернет в библиотеках, соответствующих аналогичным периодам распространения Интернет практически во всех институтах бизнеса, образования, науки и развлечений. Единство картины заставляет предположить, что данная закономерность является отличительной чертой всех без исключения учреждений информационного общества.
Первый этап использования Интернет в библиотеках характеризуется получением уверенного доступа к Сети. С помощью разветвленной локальной сети Интернет непосредственно приходит во все подразделения библиотеки. Применение виртуальных ресурсов интенсифицирует традиционные библиотечные процессы, и прежде всего, неизмеримо расширяет информационный потенциал библиотеки, однако Интернет еще не воспринимается как составная часть информационного массива. Характерной чертой первого этапа является как раз абсолютно изолированное восприятие традиционного фонда и электронных ресурсов.
В этот же период многие библиотеки обзаводятся web-серверами, пока лишь более обозначая собственное присутствие в Интернет, нежели активно в нем действуя. Как раз на этом этапе находится сегодня подавляющее большинство библиотек России.
Второй этап отличается серьезным возрастанием роли web-сервера, с помощью которого уже начинается реализация ряда традиционных функций библиотеки. Ярким примером является обеспечение доступа к электронному каталогу, причем, наряду со сведениями о наличии документов, некоторые каталоги предоставляют данные о нахождении книги на месте в хранении и имеют возможность заказа издания в читальный зал. Через сервер активно ведется информирование о текущих и планируемых мероприятиях (конференциях, семинарах, книжных выставках), осуществляется заказ изданий в службе электронной доставки документов, по МБА, реализуется обратная связь с пользователями и т.д. Однако, несмотря на очень значительное увеличение спроса на электронные виды услуг, основу фонда продолжают составлять издания, физически находящиеся в фонде библиотеки, а главные функции библиотеки продолжают выполняться в традиционном режиме. В тоже время электронные и бумажные документальные массивы уже рассматриваются в тесной взаимосвязи. Подобный уровень технологий сейчас демонстрируют большинство ведущих библиотек высокоразвитых западных стран и наиболее продвинутые библиотеки России.
Третий этап преобразования библиотеки традиционной в цифровую характеризуется кардинальным изменением состава главного информационного массива, который представлен уже более электронными источниками, доступными через Сеть, нежели документами в виде твердых копий. Эта глобальная трансформация влечет коренную реорганизацию всей работы библиотеки, поскольку смена состояния фонда требует иных подходов ко всем процессам, включая такие узловые для библиотеки как комплектование и обработка изданий, формирование СБА, выдача документов читателям, информационное и справочное обслуживание.
В библиотеке грядущего поколения основу деятельности будут составлять интегрированные компьютерные системы, обеспечивающие предварительный поиск, заказ и получение читателями данных полностью в автоматизированном режиме. Интернет-технология станет не только органичной частью работы всей библиотеки, но и ее основой. Компьютерная сеть будет использоваться в качестве универсального средства доставки информации всюду и в любое время.
В настоящее время мы стоим на пороге зарождения таких систем. Их отдельные элементы и целые блоки уже внедрены в наиболее продвинутых специальных библиотеках крупных бизнес корпораций. В лабораториях компаний, специализирующихся на выпуске программного и аппаратного обеспечения проходят испытания первые интеллектуальные информационные разработки, призванные стать основой работы библиотеки, которой предстоит обслуживать информационное общество завтрашнего дня.
Для профессионалов информационной деятельности и в особенности для библиотекарей одной из важных стратегических задач сегодняшнего дня является осознание того, что ситуация в области высоких технологий, которые и определяют прогресс в информационной области, меняется чрезвычайно быстро и для того, чтобы занимать сильную позицию в дальнейшем, сегодня необходимо серьезно задуматься о возможных путях преобразования.
Естественно, что различные библиотеки в один и тот же временной промежуток могут находится на совершенно разных этапах развития. Однако пройти его будут вынуждены все или, по крайней мере тех из библиотек, которые намереваются успешно действовать в ближайшем будущем.
Степанов Вадим КонстантиновичДоцент Кафедры социальных коммуникаций и библиографоведения МГУКИ
Вернуться в список публикаций Вернуться на первую страницу
Last Updated: Sunday, December 23, 2001© 1997-2001 Вадим Степанов