Библиотечное и информационное образование: вместе или раздельно?

В последние годы на библиотечных факультетах российских вузов культуры наметилась устойчивая тенденция образования новых специализаций и квалификаций с броскими названиями “информационный менеджер”, “информационный брокер”, “референт-аналитик информационных служб” и им подобных. В данном материале нет возможности полностью проанализировать разнообразные причины этого течения. Автор лишь высказывает свою точку зрения относительно начавшегося процесса разделения библиотечного и информационного образования, опираясь на анализ перспективного развития сферы информационных коммуникаций.

Единственным принципиально спорным моментом в ее деятельности является, на мой взгляд, нечеткость в определении того специалистов какой квалификации она все же должна готовить и для каких общественных институтов. По сути эта проблема связана с вопросом будущего развития всей сферы информационных коммуникаций и библиотек как ее составной части. Это само по себе является серьезной теоретической проблемой и автор настоящей справки в данном случае вправе высказать лишь свою точку зрения.

По моему мнению сама идея раздельной подготовки библиотечных работников и информационных работников вряд ли плодотворна, поскольку искусственно разделяет процессы, присущие информационной деятельности, не учитывая перспектив развития сферы информационных коммуникаций.

Декларируется, что главное отличие референта-аналитика от библиотекаря заключается в его умении оперировать не только с документами, но и со всеми возможными источниками информации, обработкой которых библиотека традиционно не занималась и не занимается (к таковым, например, относятся оценки экспертов). Помимо этого аналитик призван анализировать информацию на содержательном уровне, а традиционный библиотекарь-библиограф лишь на формальном. При этом получается, что задача библиотекаря собрать и обработать источники информации, а задача аналитика - прийти и аналитически их обработать.

Однако, анализ будущего системы информационных коммуникаций показывает, что с развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий именно библиотечная работа будет все более перемещаться в сферу аналитической обработки информации. Повсеместное формирование систем удаленного доступа к информации любого вида (фактографическая, библиографическая, полнотекстовая аудио- и визуальная) приведет с одной стороны к отмиранию или к глобальному изменению таких традиционных библиотечных профессий как комплектатор, каталогизатор, работник отдела обслуживания и т.д., а с другой стороны повысит требования к интеллектуальной стороне библиотечной деятельности. Электронные издания не надо комплектовать в традиционном виде, они как правило уже будут грамотно каталогизированы, да и выдавать (расставлять на место) электронный документ если и надо будет, то уже совсем по-другому. Зато значительно возрастет потребность в создании любого типа баз данных (от библиографических до баз знаний), в умелой смысловой обработке информации любого типа и вида (книга в виде кодекса, электронный журнал, статистическая база данных, визуальное изображение или аудио сигналы - перечень далеко не полный). Для этого потребуется умение генерировать базы данных и консультировать пользователей при работе с ними, индексировать информацию с использованием тезаурусов или предметных рубрик, реферировать источники для их ввода в экспертные системы. Элементы всех этих процессов присутствуют в библиотеках уже сегодня и со временем они будут все более и более расширятся, вытесняя рутинные и трудоемкие операции, которые ныне олицетворяют библиотеку. В дальнейшем же библиотека все более и более будет превращаться из учреждения, занимающегося сбором, обработкой и выдачей документов в институт, осуществляющий доступ к любому виду информации, в том числе и на расстоянии.

Таким образом, по нашему мнению, в перспективе будет происходить все большее сращивание, а не разъединение информационно-аналитической и библиотечно-библиографической деятельности, которое приведет к качественному преобразованию библиотечной профессии в профессию “информационный профессионал”. Такое изменение конечно же будет сопровождаться дифференциацией специализаций внутри библиотеки, поскольку возрастет специфика отдельных процессов (специалист по базам данных должен обладать иными знаниями и навыками, чем индексатор или референт).

Тенденция же разведения этих видов деятельности друг от друга с одной стороны обедняет библиотечную профессию, сводя ее большей частью к механическим операциям, а с другой лишает информационную деятельность документальной (информационной) базы. Для общества же в целом содержать информационные службы и библиотеки (два института со схожими функциями) непозволительная роскошь.

Сказанное заставляет еще раз задуматься о правомерности разделения библиотечного и “информационно-аналитического” образования как в теоретическом так и в организационном плане в том числе и в области образования.

В.К.Степанов
и.о. доцента Кафедры Общего библиографоведения МГУК

15/12/95

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Saturday, December 28, 1996