Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее
11-14 сентября 1996 года под Новороссийском прошла международная конференция “Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее”. Эта конференция, ставшая уже традиционной, четвертая в ряду форумов, посвященных информационной культуре, ежегодно проводимых по инициативе Краснодарской Государственной Академии культуры, Московского Государственного Университета культуры, Международной Академии Информатизации при участии Министерства культуры и Госкомитета по высшему образованию. В этом году на конференцию было заявлено 224 доклада и сообщения, авторами которых явились около 270 ученых из России и ближнего зарубежья.
Во вступительном слове ректор КГАК И.И.Горлова отметила, что гуманитарные аспекты информационной культуры уже несколько лет активно разрабатываются в рамках МАИ и предстоящее обсуждение должно углубить представления специалистов в сфере деятельности человека по получению, обработке, хранению и передаче информации. Главная же задача сегодня заключается в определении путей реализации основной формулы информационного общества: обеспечение каждого его члена всей совокупностью общественно значимых знаний в любое время, в любом месте, в необходимом объеме и требуемой форме.
Доклады и сообщения участников конференции касались довольно широкого спектра проблем информационной культуры личности в различных ее аспектах и отраслевых приложениях. Были представлены методологические и теоретические разработки, посвященные информационной культуре в системе представлений об информационной свободе (А.С.Чачко), особенности ее развития в условиях информатизации (А.И.Мухачев), а также ее возможная эволюция в ситуации “информационной тирании” (Н.И.Витиска). Получили свое освещение философские, искусствоведческие, психолого-педагогические и даже медицинские аспекты информационной деятельности человечества.
Спектр информационно-библиографических проблем был также весьма разнообразен и простирался от сугубо теоретических выступлений до чисто практических сообщений о накопленном опыте и предстоящих проектах. Так доклад Н.А.Слядневой (МГУК) был посвящен проблеме формирования Homo informaticus - человека информационной эпохи, которому присущи новые качества и который нуждается в совершенно ином уровне информационного обслуживания. В.А.Фокеев (РГБ) остановился на вопросе существования библиографии и библиографической информации в условиях развития информационной магистрали (имеются ввиду глобальные компьютерные сети). Им, в частности, было заявлено, что в условиях развития сетей значительно расширяется объект библиографии, а ряд ее функций утрачивает или во многом видоизменяет свое значение.
Информационные потребности личности явились темой доклада В.Э.Леончикова (Белорусский ГИК), который, отметив терминологическую нечеткость самого определения ИП, предложил принципиально новые признаки для выделения сразу нескольких уровней информационных потребностей. М.И.Давыдова (МГУК) вынесла на суд собравшихся взгляд на библиографическую информации как на летопись художественной культуры общества, подчеркнув важную способность библиографических сведений в подробностях отражать хронику культурной жизни страны.
Весьма непростую проблему объективности различных систем информационных коммуникаций и право пользователя ограничивать собственное обращение к тем или иным информационным источникам, предпочитая информационную безграмотность потреблению всей обрушивающейся лавины данных, затронула Е.В.Захарова (РГБ). Выход из такой ситуации видится докладчиком в освоении человеком навыков отбора необходимой именно ему информации из всего ее огромного потока. Л.И.Алешин (МГУК) поделился планами организации дистантного обучения в вузах культуры России.
Автор этих строк посвятил выступление путям и методам расширения функций библиотек в условиях развития Интернет. Основное внимание было уделено двуединой задаче библиотек, связанной с одной стороны с предоставлением читателям возможности пользоваться всем спектром удаленных информационных ресурсов, а с другой, - обеспечение доступа внешних пользователей к собственным базам данных и первичным материалам. Н.В.Лопатина (МГУК) поделилась опытом преподавания курса “Информационная культура личности” и проблемами его теоретико-методического обеспечения.
В рамках конференции были также проведены два круглых стола, на которых собравшиеся обменялись мнениями относительно образовательных и региональных проблем информационной культуры личности.
Подводя итоги конференции, Ю.С.Зубов (МГУК) выразил удовлетворение ее результатами, посетовав, однако, на недостаточное, по его мнению, освещение вопроса преподавания курса информационной культуры в вузах России. Он подчеркнул, что такое обсуждение было бы особенно актуально сейчас, когда этот курс вводится в учебные планы большинства российских вузов.
По результатам конференции опубликован сборник тезисов докладов, который можно приобрести обратившись по адресу: 350072 Краснодар, ул.40-летия Победы,33 КГАК.
Степанов
Вадим Константинович
и.о. доцента Кафедры общего библиографоведения МГУК, канд. пед. наук
Вернуться в список публикаций Вернуться на первую страницу
Last Updated: Sunday, October 11, 1998