Библиотеки в качестве гарантов доступа к информации в цифровую эпоху

Формирование в Интернет системы информационных коммуникаций, которая параллельна традиционной, ставит новые задачи перед всеми информационными институтами. Главным источником проблемной ситуации для библиотек является утрата ими роли монополиста в сфере хранения информации. Интернет сам по себе составляет гигантский массив источников, многие из которых не имеют бумажного аналога. Этот информационный массив играет все большую роль в жизни общества и постепенно наиболее значительные информационные процессы мигрируют в цифровую область.

При возрастании значения цифровых источников далеко не все потенциальные читатели имеют доступ к Интернет по месту работы, учебы или жительства. Это порождает неравенство граждан в доступе к информационным источникам, которое в условиях информационного общества может иметь крайне серьезные социальные последствия. В этой ситуации библиотеки призваны предотвратить расслоение общества на информационно имущих и неимущих, предоставляя право доступа в Интернет для самой широкой аудитории. Без реализации этой задачи библиотеки библиотеки рискуют в течении нескольких лет утратить авторитет одного из ключевых инфомационных институтов.

Предоставление возможности читателям пользоваться ресурсами Интернет является важным, но отнюдь не единственным преобразованием, гарантирующим библиотекам сохранение их позиций в ближайшей перспективе. В цифровой среде у реальных библиотек появляются чрезвычайно мощные конкуренты в лице информационных компаний, занимающихся сбором, хранением и предоставлением доступа к электронным версиям всех видов документов, включая книги, периодические издания, сообщения информационных агентств. Накопленный ими информационный потенциал отличается, как правило, внушительным объемом и высоким качеством, а предоставляемая Интернет возможность обслуживания клиентов круглые сутки в любом месте позволяет обходиться без каких-либо посредников.

Однако доступ к полнотекстовым базам данных весьма дорог, что делает их закрытыми для большинства потенциальных пользователей. В результате опять возникает неравенство в правах доступа к информации. Это противоречие призваны снять реальные библиотеки путем оформления подписки на коммерческие базы данных, аналогичной нынешней подписке на периодические издания. Подобная практика уже является привычной для большинства развитых стран, где библиотеки предоставляют своим читателям возможность работы с полнотекстовыми коммерческими ресурсами с компьютеров, расположенных непосредственно в библиотеке. На повестке дня стоит реализация технологических решений, позволяющих читателям бесплатно получать доступ к коммерческим базам данных через web-сервер библиотеки, используя для идентификации номер читательского билета.

Достаточно высокая стоимость подписки на платные электронные ресурсы в значительной степени может быть компенсирована образованием консорциумов, объединяющих библиотеки, каждая из которых оплачивает подписку к одному коммерческому источнику, получая взамен право пользоваться ресурсами, на которые оформили подписку библиотеки-партнеры.

Таким образом, сделав работу с сетевыми ресурсами частью своей постоянной деятельности, библиотеки в обозримой перспективе будут в состоянии выполнять роль общественного гаранта равных прав на доступ к информации. Следует учитывать, что внедрение Интернет-технологий в деятельность библиотеки неминуемо приведет к серьезному изменению самой идеологии ее деятельности. Среди проблем, которые предстоит осмыслить и решить изменение приоритетов с владения документами на обеспечение доступа к ним по требованию, отражение удаленных ресурсов в справочном аппарате библиотеки, смещение акцента с непосредственной работы с документами (комплектование, каталогизация, расстановка), на предоставление консультационных услуг.

Создаваемая Интернет новая реальность информационной деятельности требует от библиотек решительной модернизации их функций. Только расширив и перестроив собственную деятельность библиотека будет в состоянии гарантировать свободу доступа к информации и занять в цифровом обществе подобающее положение.

Степанов
Вадим Константинович

Профессор Кафедры Социальных коммуникаций и библиографоведения Московского государственного университета культуры и искусств, канд. пед. наук

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Saturday, December 22, 2001

© 1997-2001 Вадим Степанов