Encyclopaedia Britannica: от бумаги к цифре

Cистема компьютерных коммуникаций, в значительной степени сформировавшаяся благодаря Интернету, открыла новую эру информационного бизнеса. Бывалые ветераны и энергичные новички интернет-рынка стремительно осваивают виртуальную вселенную, подобно тому как когда-то первопроходцы осваивали русский Север или американский Дикий Запад.

Возможность доставлять любые виды данных на любое расстояние и в любое время, в одночасье привела к устареванию традиционных методов обслуживания потребителей информации. Цифровые технологии потребовали иных решений - гибких, рискованных, порой парадоксальных.

Ярким примером смены парадигмы всей системы деятельности в современных условиях служит Encyclopaedia Britannica. Анализ ее работы в последнее десятилетие позволяет наглядно проследить общие тенденции в эволюции информационного бизнеса и определить направления его развития в ближайшей перспективе.

На протяжении более чем двух столетий Encyclopaedia Britannica считается наиболее авторитетным источником знаний во всем англоязычном мире. С 1768 года вышло 14 ее редакций, причем в разное время в числе авторов значились Гилберт Честертон, Вальтер Скотт, Бернард Шоу, Зигмунд Фрейд, Лев Троцкий, Альберт Эйнштейн. Не случайно покупка самой солидной мировой энциклопедии считалась почти что почетным ритуалом в жизни не одного поколения семей западных стран.

Пик популярности Британники пришелся на 1989 год, когда последнее 32-томное издание быстро разошлось как по частным собраниям, так и по библиотекам учебных заведений. Казавшееся безоблачным будущее энциклопедии, было, однако, внезапно омрачено. В начале 1990-х гг. компания Microsoft разработала стратегический план продвижения компьютеров, оснащенных Windows, в дома рядовых граждан США. Составной частью плана было создание электронной энциклопедии, которая должна была поставляться бесплатно в виде бонуса всем пользователям операционной системы. Microsoft обратилась к Encyclopaedia Britannica Inc. с предложением о сотрудничестве, которое, однако, было легкомысленно отвергнуто. Microsoft переадресовала предложение издательству Funk&Wagnalls, и в 1993 году западный компьютерный рынок был заполнен электронной энциклопедией под маркой Microsoft Encarta. В новоявленном продукте, насчитывающем в тот период около 16 тысяч статей, конечно, не было такой основательности и солидности, как у Британники, однако удобный интерфейс и наличие множества мультимедийных файлов удовлетворяли потребности большинства школьников и студентов. Продажи Британники стали катастрофически падать.

Ответный удар Британника нанесла менее чем через год. В 1994 году в Интернете появился сайт www.eb.com, который содержал полную версию энциклопедии, доступ к которой осуществлялся по предварительной платной подписке, составлявшей на тот период $85 в год. Британника стала, таким образом, первой появившейся в Сети, энциклопедией. Чуть позже электронная версия Британники была выпущена и на CD-ROM, однако из-за бедности оформления (малого количества графики, аудио- и видеофайлов) она не имела большого успеха.

Microsoft не осталось ничего другого, как последовать примеру Британники и выставить Encarta во Всемирной паутине (www.encarta.msn.com). Правила доступа были практически теми же: поиск производился бесплатно, а за получение полных текстов статей и иллюстраций необходимо было платить.

В 1996-1998 годах ситуация оставалась внешне достаточно стабильной. Однако повсеместное распространение компьютерных и телекоммуникационных технологий объективно подрывало былое могущество Британской Энциклопедии. Печатная версия, несмотря на то, что ее стоимость постоянно снижалась (ныне она составляет $1250), все меньше интересовала потенциальных клиентов. Пользователи уже привыкли работать с компьютерными базами данных и получать необходимые сведения из Интернета, обращаясь к печатным изданиям только в крайнем случае. Платная подписка через Интернет, стоимость которой была снижена до $5 в месяц, не приносила ожидаемых доходов. Пользователи предпочитали обращаться к бесплатным данным, которые можно с небольшой толикой труда извлечь из Сети с помощью поисковых систем и справочных ресурсов. Переломить ситуацию могло только резкое изменение стратегии в сфере доставки информации пользователю.

Конец 1990 годов ознаменовался невиданным размахом интернет-бизнеса. Набрала силу волна всеобщей "портализации", приносившая в тот период порой просто баснословные дивиденды. Бизнес-модель портала предполагала получение прибыли не непосредственно от продажи создаваемого продукта, а опосредованно - от размещаемой рекламы, комиссионных отчислений за переходы на платные источники, продажи на сайте профильных товаров. Естественно, что основа этой модели зиждилась на высокой посещаемости сервера.

Именно такая модель и была выбрана для сайта, который полностью изменил бизнес-стратегию Британники. Для управления цифровыми проектами была специально выделена дочерняя компания Britannica.com Inc., и 19 октября 1999 года состоялось открытие сайта www.britannica.com, на котором предоставлялся бесплатный доступ к полной версии Британской Энциклопедии. Спрос был настолько велик, что уже на следующий день из-за огромного наплыва посетителей сотрудники компании были вынуждены приостановить работу сервера для внесения технологических изменений, обеспечивающих большую пропускную способность.

Сейчас на сайте размещено содержание последней редакции энциклопедии с добавлениями и исправлениями ежегодных выпусков по 1999 год. В общей сложности это более 72 тысяч статей, многие из которых являются серьезными научными работами. Большинство материалов связаны друг с другом гиперссылками, что позволяет легко изучить все аспекты темы и выявить ее новые грани. В большинстве случаев текст сопровождается иллюстрациями, таблицами, а, иногда, и видеофайлами.

Однако энциклопедия, даже самая авторитетная, может служить лишь отправной точкой исследований. Углубленное изучение предмета требует обращения к дополнительным источникам, полнее раскрывающим тематику. Поэтому текст энциклопедии составляет всего лишь ядро сайта. Помимо него britannica.com включает справочник ресурсов Интернета "Лучшие сайты web" и коллекцию полных текстов статей из 75 журналов, среди которых Time, Economist, Esquire и другие.

Оба этих звена обладают самостоятельной ценностью. Составленный редакторами Британники справочник "Лучшие сайты web", охватывает более 125 тысяч лучших, по их мнению, сайтов англоязычного Интернета, имеет логичную научно обоснованную структуру и образцово выполненные аннотации. Столь же заботливо отобраны и профессионально проаннотированы статьи из периодики. Сформированная таким образом избранная электронная библиотека еще более подчеркивает фундаментальность наполнения сайта.

Интерфейс Британники удобен и интуитивно понятен. Поисковый механизм имеет простую и расширенную формы запроса. Для серьезных поисков оптимальной является вторая, позволяющая конкретизировать область поиска, местоположение искомого термина в документе и условия запроса. Результат поиска, произведенного без каких-либо ограничений, содержит ссылки на документы из всех трех названных источников: энциклопедии, справочника "Лучшие сайты web" и фонда статей. Пользователю, таким образом, предоставляется возможность начать исследование с энциклопедических материалов, расширить понимание предмета с помощью публикаций солидных журналов и произвести детальный анализ путем обращения к соответствующим ресурсам Всемирной паутины.

Britannica.com имеет специальную опцию и для последовательного исследования отдельных отраслей знания. С помощью иерархических меню можно изучать разделы, переходя от общего к частному. При этом у пользователя сохраняется возможность выбора энциклопедии, справочника ресурсов или коллекции журнальных статей в качестве главного источника.

Основное отличие britannica.com от других порталов - это унаследованная от печатного варианта надежность, полнота и авторитетность предоставляемых данных. Глубина и целостность источниковой базы в сочетании с высоким качеством отобранных материалов справедливо выдвинули britannica.com в число сайтов, пользующихся в Сети наибольшим доверием пользователей.

Открытие бесплатного доступа позволило Британнике резко обойти ближайшего конкурента практически по всем показателям. Microsoft тут же предприняла аналогичный шаг, открыв бесплатный доступ к Encarta, однако представленный там вариант, являющийся не копией, а скорее дополнением к версии на CD, не может соперничать с Британникой по объему информации. Кроме того, большой объем включенных мультимедийных объектов - а Encarta изначально задумывалась как мультимедийная энциклопедия - затрудняет ее использование при модемном доступе.

Сама Encyclopaedia Britannica Inc. переживает этап стратегического преобразования. Осознание того, что в цифровую эпоху невозможно сохранить лидерство, делая акцент на выпуске исключительно печатной продукции, влечет серьезную перестройку внутри корпорации. Изменяются технологические процессы, а, следовательно, функции подразделений, организационная структура и финансовая политика. "Попутно" трансформируется само содержание издательской деятельности. Если цикл работы над печатным изданием в конечном итоге приходит к полному завершению, то сетевое электронное издание можно совершенствовать постоянно. Цены на онлайновые продукты очень гибкие, но в тоже время - менее стабильные. Сокращаются расходы на физическое производство книг, их хранение и распространение, но возрастают затраты на поддержку сервера, оплату технических консультантов, web-дизайнеров и т. п. Думается, этот этап рано или поздно предстоит пережить всем издателям, стремящимся не отстать от времени.

Пока же осенью 2001 года планируется приступить к публикации следующей 40-томной печатной редакции Британской Энциклопедии. Она, однако, будет предназначена скорее для библиофилов, нежели для широкой аудитории, которая не в состоянии приобрести книги общей стоимостью порядка $3000. Интересы подавляющего большинства клиентов вполне удовлетворят бесплатная электронная версия в Интернете или $70-долларовые издания на CD-ROM или DVD.

В перспективе борьба энциклопедий, возможно, распространится на рынок мобильных устройств (карманные компьютеры и сотовые телефоны). Вероятно, будут развиваться локальные (национальные, отраслевые и тематические) энциклопедии, которые призваны восполнить пробелы содержания универсальных изданий. Единственное, в чем можно не сомневаться, так это в том, что предстоящая конкурентная борьба приведет к повышению качества информационных продуктов, и выиграют от этого прежде всего рядовые пользователи.


Вадим Степанов,
профессор Московского государственного университета культуры и искусств
stepanov@shpl.ru


Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Monday, December 31, 2001

© 1997-2001 Вадим Степанов