Учимся... на расстоянии

Одним из наиболее эффективных направлений использования Интернет в гуманитарных целях является организация дистанционного обучения. Именно дистанционное образование в полной мере позволяет реализовать такие неоспоримые преимущества Сети как широта охвата аудитории, оперативность обновления материала, высокая степень удобства для пользователя. В дистанционном обучении эти качества претворяются в возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их физического местонахождения, в том числе в удаленных и труднодоступных регионах, используя при этом высокий потенциал преподавателей ведущих научных центров. Отменные репрезентативные показатели Всемирной паутины позволяют использовать в учебном процессе практически все средства передачи сведений, включая динамичные схемы, звуковое и видео сопровождение. Учащиеся могут самостоятельно выбирать время обращения к учебным материалам. Весомое значение имеет также и относительная экономичность дистанционного образования для слушателей, исключающая затраты на переезд к месту обучения и проживание там.

С широким распространением Интернет дистанционное образование получает все более широкое развитие. Ныне оно уже является неотъемлемой составной частью образовательной системы многих стран. Вузы и учебные центры как за рубежом, так и в России предлагают дистанционные курсы в качестве стандартной услуги. Накоплен богатый опыт, как в технологической сфере, так и в области наполнения курсов различной тематики. Сложилась целая сеть организаций, координирующих дистанционное образование и занимающихся его организацией и изучением. К их числу относятся Международный совет по дистанционному образованию (http://www.icde.org), Ассоциация глобального дистанционного обучения (http://www.gdla.net), Американская ассоциация дистанционного образования (http://www.usdla.org), Совет по дистанционному обучению в области профессионального образования (http://www.detc.org). В России активно занимаются этой проблематикой Межвузовский центр дистанционного образования Минобразования России (http://www.fcde.ru), Институт дистанционного образования МЭСИ (http://www.ido.ru), Ассоциация международного образования (http://aie.msk.su), Евразийская ассоциация дистанционного образования (http://www.dist-edu.ru). Существует журнал на русском языке “Дистанционное образование” (http://www.fcde.ru/de). Образована также специальная телеконференция “Российское дистанционное образование” (http://www.informika.ru/text/distobr/teleconf.html).

В Первой Web-мастерской, функционирующей в Государственной публичной исторической библиотеке при поддержке IREX (http://www.openweb.ru), с марта по май 1999 года был реализован первый в России проект по дистанционному обучению библиотечных работников. C момента своего образования в 1996 году, Web-мастерская являлась одним из основных центров обучения сотрудников информационных учреждений и выпускников программ научных обменов USIA навыкам работы в Интернет. На регулярной основе проводились курсы и семинары различной тематики, велось интенсивное консультирование пользователей как при личном обращении так и по электронной почте. Образовательный процесс был полностью обеспечен программами и методическими материалами, разработанными сотрудниками мастерской. Накопленный опыт позволил расширить преподавательскую деятельность за счет дистанционного обучения.

В качестве слушателей выступили выпускники академических программ IREX, проходившие стажировку в США в рамках «Акта поддержки свободы» с 1992 по 1998 годы по специальности «Библиотечное дело и информатика». Цель обучения состояла в повышении квалификации специалистов, имеющих четкое представление об Интернет в целом и владеющих основными навыками работы в Сети. Выбор аудитории обусловлен ключевым значением, которое имеет Интернет для данной области деятельности, а также тем, что выпускники этой специальности более всех прочих имеют доступ к Интернет, что является неотъемлемым условием проведения занятий. На основе этих курсов ставилась задача отработать общую методику дистанционной формы обучения, проверить ее технологические и содержательные аспекты с тем чтобы в дальнейшем вести преподавание для выпускников программ академических обменов других специальностей, а также всех специалистов информационной сферы России и, возможно, ближнего зарубежья.

Для проведения курсов был образован специальный web-сервер - Центр дистанционного обучения (http://dlc.openweb.ru). Наличие специального сайта является главным техническим условием ведения дистанционной подготовки. Созданное на нем образовательное пространство, включает все необходимые элементы учебного процесса. Штат центра состоит из преподавателя и его ассистента, технических специалистов (системный администратор и web-мастер) и администратора учебного процесса, выполняющего координирующую роль. Для слушателей единственным техническим условием участия в данном образовательном проекте является наличие доступа к Интернет.

Программа дистанционного обучения, рассчитанная на два месяца включает следующие разделы:· "Информационный поиск в Интернет: стратегия и методика", · "Библиографические и справочные ресурсы Интернет", · "Использование Интернет в библиотечной практике", · "Влияние Интернет на библиотеку как социальный институт".

В первом разделе рассматриваются подходы к поиску информации в Сети, анализируются достоинства и недостатки поисковых средств различного территориального уровня и излагается методика выявления источников любого типа: текстовых материалов, иллюстраций, аудио- и видеофайлов. Второй раздел посвящен анализу библиографических ресурсов Интернет. В нем детально описываются электронные каталоги ведущих зарубежных и отечественных библиотек, библиографические базы данных и даются рекомендации по осуществлению библиографического поиска в этих источниках. Третий раздел включает описание возможностей применения Интернет в традиционных библиотечных процессах: комплектовании, каталогизации, обслуживании читателей. В этом же разделе содержатся рекомендации по организации и наполнению web-сервера библиотеки и регламентации доступа к Интернет читателей. Последняя тема посвящена теоретическому осмыслению последствий, которые возможно будет иметь для библиотек формирование новой информационной среды, в которой библиотека утрачивает роль единственного и главного хранителя информации в систематизированном виде. В совокупности перечисленные темы охватывают практически все главные направления деятельности библиотек в Интернет.

Процесс дистанционной обучения включает традиционные педагогические методы, применяемые с учетом специфики формы учебы. На сайте образуется необходимое число персональных рабочих мест студентов, каждое из которых имеет свой паролевый вход. При обращении к рабочему месту учащийся получает доступ к лекциям, дополнительной литературе по теме (библиотеке), перечню соответствующих материалов для практического изучения и опытов (инструментам). Все эти материалы также высылаются слушателям по электронной почте.

Процесс освоения материала состоит из обращения к лекциям, знакомства с дополнительной литературой, практических тренингов по отработке навыков применения различных инструментов Сети при решении типовых библиотечных задач. Далеко не последнюю роль играет постоянное общение между преподавателями и студентами, которое поддерживается с помощью специально образованного на сервере web-форума. В нем обсуждается самый широкий круг проблем, включая сложности, возникающие в ходе выполнения заданий, высказываются мнения относительно тематики занятий, расписания и др.

По истечении времени, отведенного на изучение темы, слушатели получают персональный набор тестовых заданий. Тесты по первым двум разделам состояли из запросов на разыскание сведений в Интернет и библиографический поиск. Задания были выстроены по принципу от простого к сложному, причем выполнение всех запросов, включая последние, относящиеся к высшей категории сложности, само по себе демонстрировало обладание поисковыми навыками на уровне информационного специалиста высшей квалификации. Типичными примерами тестовых заданий на разыскание могут служить следующие варианты:

Вариант 1:
  1. Сервер движения «Яблоко».
  2. Материалы по разведению европейских гладкошерстных кошек на русском языке.
  3. Полный текст песни Пола Саймона (Paul Simon) «50 ways to leave your lover».
  4. Фотографии медведя панды (Panda-bear) .
  5. Максимальное число аудиофрагментов музыкальной темы фильма «Однажды в Америке» (Once upon a time in America).
Вариант 2:
  1. Какие книги А.Д.Сахарова есть в Нижегородской областной библиотеке?
  2. Какие книги А.И.Солженицына, изданные на русском языке за последние 3 года есть в библиотеке Калифорнийского университета?
  3. Какие статьи по управлению библиотеками на русском языке печатались в журнале “Библиотековедение” в 1994-1997 годах?
  4. Какие статьи по международному библиотечному образованию были опубликованы в журнале "Journal of Education for Library and Information Science" в 1998-99 гг.?
  5. Подготовить список литературы по теме “Борьба с компьютерной преступностью в Интернет”.

Задание по третьему разделу программы носило аналитический характер. Слушателям предлагалось оценить web-сервер конкретной библиотеки по заданным параметрам (полнота наполнения, логичность структуры, оперативность обновления, технологическая устойчивость). Выполнение этого задания помогло многим из учащихся критически взглянуть на сайты собственных библиотек, яснее увидеть их достоинства и недостатки.

Все тестовые задания размещались на персональном рабочем месте в разделе “тесты” и также дублировались рассылкой по электронной почте. Выполненные ответы, не позже оговоренной даты, высылались по e-mail на адрес центра, после чего слушателю открывался доступ к следующей теме и т.д. Рубежные и итоговые оценки, а также комментарии преподавателя выставлялись в “электронный дневник” каждого студента, который также является составной частью персонального рабочего места.

Проведенный курс показал высокую эффективность дистанционной формы обучения. Степень освоение материала слушателями практически не уступала уровню, достигаемому при традиционной “аудиторной” форме занятий. Не все слушатели из числа заявившихся смогли полностью завершить курс из-за отсутствия надежного доступа к Интернет или по причине сильной загруженности по основному месту работы. Однако практически все окончившие его показали высокую степень подготовки и успешно справились с заданиями, категория сложности которых была рассчитана на уровень профессионалов информационной деятельности.

Приобретенный опыт позволяет обозначить некоторые типичные особенности дистанционного обучения. Неотъемлемым требованием дистанционных курсов следует признать подробнейшее, в идеальном варианте - пошаговое, инструктирование. Необходимо детальнейшее разъяснение назначения и способов обращения со всеми составными элементами персонального рабочего стола, выполнения и пересылки тестовых заданий, подходов к оценке результатов и т.д. Инструкции должны предусматривать все потенциально возможные варианты проблемных ситуаций и содержать ответы на них.

В случае если обучение носит для слушателей факультативный характер, следует комплектовать первоначальные группы с избытком в пределах 30-35% от общего состава. Опыт показывает, что далеко не все из числа заявившихся на курс, проходят его полностью, поэтому “сверхплановые” учащиеся на начальном этапе в конечном итоге обеспечивают приемлемое число выпускников.

Эффективным также является оснащение программного учебного комплекса автоматизированной подсистемой самоконтроля, позволяющей учащимся самостоятельно контролировать уровень собственных знаний. Такая подсистема включает перечень вопросов с готовыми вариантами ответов. На основе правильности выбора вариантов подсистема автоматически рассчитывает уровень успеваемости и показывает какие разделы программы усвоены хорошо, а какие нуждаются в дополнительном изучении.

К неразрешенным на сегодня задачам в области дистанционного образования относится невозможность точно идентифицировать личность учащегося и, следовательно, невозможность официальной сертификации и выдачи государственных или авторитетных корпоративных дипломов. Как в отечественной, так и в зарубежной практике эта проблема в большинстве случаев решается путем сдачи итоговых экзаменов при личном прибытии учащегося в учебное заведение или при выезде экзаменатора в удаленные учебные точки.

Кроме того для России пока еще характерно наличие технических проблем, связанных с низким качеством или чрезвычайной дороговизной доступа к Интернет во многих регионах страны. Дефицит надежных каналов связи пока не позволяет широко использовать такие высокоэффективные формы дистанционного обучения как видеоконференции, которые помогают установить прочный личностный контакт между преподавателем и слушателями. Качественная видеоконференцсвязь возможна при условии работы всех участников на выделенной линии с пропускной способностью не менее 256 Килобайт. Пока же некоторые российские узлы имеют каналы, работающие на скорости всего 128 или даже 64 Килобайта.

Всем специалистам, связанным с системой образования, имеет смысл обратить на открывающиеся возможности самое пристальное внимание. С дальнейшим развитием Интернет дистанционное обучение несомненно получит все большее развитие. Его инструментарий обогатится новыми формами и методами, реализующими самые последние достижения высоких технологий. Раскрывающиеся перспективы позволяют создавать синтезированные курсы, в которых в роли лекторов или консультантов могут выступать ведущие ученые планеты, а студенческая аудитория будет состоять из представителей разных стран. Какие-то элементы дистанционных курсов органично вольются в традиционную систему образования. Сами же виртуальные учебные аудитории станут привычным атрибутом жизни человечества в цифровой среде Всемирной компьютерной Сети.

Степанов Вадим Константинович
Доцент МГУКИ, преподаватель Центра дистанционного обучения

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу

Last Updated: Sunday, October 29, 2000

© 1997-2000 Вадим Степанов