Приложения Интернет. Что мы с этим будем делать?

Для библиотек, получивших доступ к Интернет, основным вопросом становится максимально полное использование открывающихся возможностей. Начать стоит с внедрения сетевых технологий во внутренние библиотечные процессы. Первым и самым простым шагом является перевод большей части служебной переписки библиотеки с традиционных писем и дорогостоящих факсов в электронную почту (e-mail). Как правило несложные операции с почтовой компьютерной программой позволяют создать собственные “почтовые ящики” для всех отделов библиотеки и для конкретных лиц. Применение e-mail для общения с коллегами, при заказе литературы из издательств или по МБА, пересылке запросов/справок позволяет в несколько раз повысить скорость обмена информацией, и, следовательно, интенсифицирует всю работу библиотеки. Замена же факсов на e-mail при междугороднем и международном общении еще и существенно сокращает затраты на оплату соответствующих телефонных счетов. Обучение работе с электронной почтой не требует серьезных усилий и в скором времени большинство сотрудников библиотеки в состоянии самостоятельно контролировать свою электронную переписку.

Следующим шагом является подписка на интересующие телеконференции. Это приложение Интернет, называемое часто обобщающим термином Usenet, являет собой нечто похожее на электронные доски объявлений по различной тематике. С их помощью специалисты в конкретной сфере делятся с коллегами своими соображениями и проблемами

.

В области библиотечного дела существует по крайней мере несколько десятков англоязычных групп новостей по интересам, посвященных самым различным аспектам библиотечной деятельности, а также одна русскоязычная конференция, в которой отечественные специалисты делятся проблемами отрасли (адрес: relcom.sci.libraries). Регулярное обращение к этим дискуссиям и активное в них участие позволяет постоянно быть в курсе событий, вовремя узнавать о различных конференциях и конкурсах, получать помощь от коллег, своевременно реагировать на изменяющиеся тенденции, заявить о себе профессиональному сообществу, - иными словами - идти в ногу со временем.

Подписка на те или иные телеконференции обычно обговаривается с провайдером в момент заключения договора. Некоторые поставщики предоставляют эту услугу бесплатно (она автоматически входит в сервис), другие же требуют отдельной оплаты за каждую новую группу новостей или даже за каждое присланное сообщение. Для тех библиотек, которые не имеют доступа к конференциям РЕЛКОМ, для подписки на отечественную библиотечную конференцию требуется послать своему провайдеру сообщение “subscribe relcom.sci.libraries”.

В библиотеках, активно осуществляющих автоматизацию процессов, крайне важно использование еще одного приложения Интернет, обозначаемого аббревиатурой FTP (в переводе - Протокол передачи файлов). FTP применяется для получения с удаленных серверов компьютерных программ, необходимых для различных процессов библиотечной работы. Подобным образом можно перекачать по сети огромное количество программных продуктов, включая свободно распространяемые версии операционной системы UNIX, различные полезные драйверы для принтеров, сканеров и мониторов, шрифты, а также обширный перечень компьютерных программ для пробного использования.

Но все же самое значительное влияние на структуру и само содержание библиотечной работы оказывает получение доступа к удаленным информационным источникам. Это становится возможным за счет применения таких сетевых приложений как Telnet, Gopher и особенно World Wide Web. Интернет распахивает двери к поистине необъятному океану информации, среди которого каталоги крупнейших библиотек мира, обширные базы данных, полнотекстовые документы: научные работы, литературные произведения, политические, спортивные и культурные новости, разнообразнейшие статистические и фактографические сведения. И это только часть ресурсов, к которым открывается доступ благодаря приложениям Интернет (разговор об использовании этого грандиозного потенциала впереди).

Раскрывающиеся возможности во многом меняют политику в сфере комплектования, обработки, обслуживания и справочно-библиографической работы. В частности, возможен отказ от приобретения или сокращение экземплярности печатных изданий, если есть устойчивый доступ к их аналогам в электронной форме. Справочный аппарат библиотеки, за счет применения удаленных баз данных, обретает небывалую доселе информационную глубину и прочность. Электронные источники не нуждаются в традиционной обработке, однако, повышается необходимость в сотрудниках, умеющих быстро и точно находить в Сетях требуемые данные и т.д.

После внедрения приложений Интернет во внутрибиблиотечные процессы стоит подумать о том какие новые формы обслуживаний могут быть предложены читателям. Сам факт предоставления читателям возможности самостоятельно пользоваться приложениями Интернет уже значительно раздвигает традиционные рамки библиотеки. Думается нет ничего, что могло бы препятствовать библиотеке наладить обслуживание пользователей в этой сфере и извлекать из этого материальную выгоду. В данном случае имеется ввиду предоставление возможности пользоваться электронной почтой (вплоть до открытия отдельного почтового ящика) и FTP в своих интересах, получение доступа к участию в телеконференциях или даже в интерактивных “живых” дискуссиях с коллегами из других городов и из-за рубежа (еще одно приложение сетей именуемое Chat - буквально “болтовня”). При этом библиотека предоставляет несомненную сверхуслугу, требующую финансовых затрат, поэтому вопрос правомерности взимания платы с абонентов здесь не ставится. Высокий же спрос на такие формы обслуживания среди читателей, обладающих, как правило, высокой степенью информационных потребностей, не сложно предвидеть.

Доступ же к основным ресурсам Интернет, и прежде всего к World Wide Web, по нашему твердому убеждению, должен оставаться бесплатным. Читатели должны иметь возможность самостоятельно работать с необходимыми текстами, изображениями или любыми другими видами информации в глобальных сетях, проводить поиск в базах данных различного содержания и, при необходимости, сохранять результаты на своих носителях (на бумаге или дискетах). В этом ярко проявляется одна из тенденций нынешнего развития системы информационных коммуникаций, когда многие документы представлены уже как в бумажной так и в электронной форме, а некоторые существуют уже исключительно в электронной, причем количество таких виртуальных документов стремительно возрастает. Следовательно библиотека просто перераспределяет средства, уходившие ранее на приобретении бумажных копий, на обеспечение доступа к Интернет, т.е. по сути предоставляет читателям ту же информацию, но в иной форме.

Таким образом доступ к Интернет сам по себе значительно меняет организационно-функциональную структуру библиотеки, расширяет ее привычные функции, делает ее более значимым и привлекательным учреждением. Так незаметно происходит переход к электронным носителям, так неприметно библиотеки на практике вступают в информационную эру, о необходимости наступления которой так долго говорили теоретики.

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Saturday, November 15, 1997