Освоение информационного киберпространства. Что такое Интернет

В последнее время наш журнал неоднократно обращался к теме использования в библиотеках различных возможностей Интернет. Роль глобальных компьютерных сетей в информационной деятельности продолжает стремительно возрастать и библиотеки все чаще сталкиваются с практическими вопросами работы с телекоммуникационными технологиями. Учитывая ситуацию, редакция “Библиотеки” открывает “Интернет-класс”, где предполагается в максимально доступной и сжатой форме информировать читателей о возможном решении наиболее актуальных проблем, появляющихся перед библиотеками в пору начального освоения сетевых ресурсов.

Мы планируем рассказать о том как получить доступ к Интернет и где взять программное обеспечение для работы с ним, как с наибольшей эффективностью осуществлять поиск информации в сетях, пользоваться базами данных, работать с электронными текстами, заявлять о себе в информационной вселенной. В ходе занятий непонятные сегодня для многих термины “электронная почта”, “телеконференция” или “виртуальные ресурсы” утратят свою загадачность, а пользование ими станет привычным повседневным делом, так же как поиск данных в каталогах крупнейших зарубежных библиотек войдет в привычный обиход многих российских библиотек.

Надеемся, публикуемые материалы помогут Вам справиться со сложностями и наиболее выгодно распорядиться всем колоссальным информационным потенциалом сетей. Будем рады получить Ваши отзывы и пожелания относительно тех материалов, которые бы Вы хотели видеть в рамках этого раздела журнала. Мы также готовы ответить на Ваши вопросы относительно всех аспектов освоения информационного киберпространства.

Итак, в путь...


Начало развитию глобальных компьютерных сетей было положено в США в конце 1960-х годов. Основная цель и задача исследований, проводившихся в те годы военным ведомством США заключалась в проверке возможности пересылать информацию с компьютера на компьютер за сотни и тысячи километров, используя для этого традиционные каналы связи, чаще всего обычные телефонные линии. В 1968 первая такая сеть была создана и несмотря на первоначально низкую скорость передачи данных и возникающие при этом ошибки и сбои, на практике была доказана способность передавать информацию между удаленными компьютерами.

В 1970 - 80-е годы с развитием вычислительной и телекоммуникационной техники образовывалось все большее число новых сетей, носивших уже более академический характер и соединявших компьютеры различных ведомств (например знаменитого NASA и NSF - Национального фонда науки США) или отдельных регионов. Телефонные каналы связи постепенно уступали место спутниковым или оптиковолоконным, обеспечивавшим намного более высокую пропускную способность. Постепенно в мире сформировалось огромное количество больших и малых научных, образовательных и коммерческих сетей, которые получили возможность обмениваться информацией друг с другом благодаря специальным программам - протоколам. Таким образом сложилась ситуация, когда пользователь одной сети автоматически получал доступ к информации, хранящейся на компьютерах по всему миру. Такое объединение получило название Интернет (Internet), что точнее всего переводится как “сеть сетей”.

Интернет самоуправляющееся и саморазвивающееся образование, не имеющее единого руководящего центра, общей финансовой политики и т.д. Каждая входящая в Интернет сеть самостоятельно заботится о решении своих технологических, организационных и финансовых проблем. Сети владеют всем необходимым для передачи данных: каналами связи, мощными компьютерами и специальными маршрутизаторами, которые осуществляют адресацию информационных потоков. Бюджет сетей формируется главным образом за счет платы конечных пользователей, которыми являются как целые организации, так и отдельные граждане. Общие вопросы Интернет, в частности, решение о переходе на протокол более высокого уровня, принимаются сообща руководством наиболее авторитетных сетей, а остальные вправе присоединиться к новшествам или проигнорировать их и оказаться под угрозой изоляции. В конце концов здравый смысл берет верх, тем более, что нововведения как правило приносят всем субъектам Интернет ощутимую пользу и никогда не идут во вред системе вцелом.

В Интернет каждый узловой компьютер (он назывется еще “сервер” или “хост”) имеет свой уникальный электронный адрес. Зная этот адрес, можно связаться с ним из любой точки мира и получить необходимую информацию или же, наоборот, отправить данные. При этом соединение стоит намного дешевле, чем традиционная телефонная связь, поскольку, благодаря применяемой в глобальных сетях технологии коммутации пакетов, отдельное сообщение дробиться на множество маленьких конвертиков с данными и пересылается вперемешку с тысячами других таких же с огромной скоростью. Пользователь же в этом случае “дозванивается” только до местной сети, все остальное - дело специального аппаратного и программного обеспечения, установленного в разных частях Земли и даже в космосе. Такая технология, помимо прочего, обеспечивает высокую устойчивость глобальной сети, в которой отдельные узлы и линии связи могут выйти из строя, но вся сеть при этом не теряет своей работоспособности, автоматически осуществляя доставку данных в обход поврежденных участков.

В последние несколько лет развитие Интернет происходит поистине семимильными шагами. Ныне эта технология стремительно входит в повседневную жизнь, меняя привычные ее атрибуты, а порой и устои. Глобальные сети активно используются практически во всех областях жизни, а их развитие и поддержка стала одной из наиболее динамично развивающихся ветвей бизнеса во многих странах. Сегодня человечество в буквальном смысле слова обживает сетевое пространство, осознавая связанные с этим возможности, вырабатывая этику поведения, устанавливая правила и законы.

По этой причине рассматривать перспективы развития какой-либо сферы, а тем более сферы информационной, игнорируя при этом существование Интернет, уже невозможно. Именно поэтому овладение сетевыми технологиями и осознание изменений, которые вызовет их эволюция в ближайшем будущем составляет одну из важнейших задач сегодняшнего дня для библиотечных работников. По крайней мере для тех из них, кто собирается активно трудиться в двадцать первом веке.

Вернуться в список публикаций      Вернуться на первую страницу


Last Updated: Sunday, November 16, 1997